Фэндом

Учебно-научный музей ДВФУ
Руководители
Директор

Александр Николаевич Попов

http://museum.wl.dvfu.ru/

Владивосток, ул. Алеутская 65

Учебно-научный музей ДВФУ (УНМ) — структурное подразделение Дальневосточного федерального университета. Находится в подчинении у проректора по учебной и воспитательной работе.

История Править

История создания УНМ начинает свой отсчёт с Восточного института. Примером музейной деятельности, которая велась в то время, являются этнографическая коллекция и коллекция оружия, собранные директором Восточного института, китаеведом Апполинарием Васильевичем Рудаковым.

По ряду объективных причин, из всех предметов, собранных преподавателями и студентами Восточного института - Государственного дальневосточного университета (ГДУ) - Дальневосточного государственного университета (ДВГУ) в период с 1899 года по 1939 год, сохранилось лишь небольшое количество. Несмотря на сложный для университета и для страны в целом период до конца пятидесятых годов сбором музейных предметов занимались отдельные ученые-энтузиасты.

С восстановлением в 1956 году Дальневосточного государственного университета музейная деятельность развивается по факультетам. При кафедрах возникают лаборатории-музеи, которые создают отдельные энтузиасты. В июле 1957 года заведующий кафедрой зоологии ДВГУ Петр Григорьевич Ошмарин, который был инициатором создания Зоологического музея, возглавил первый экспедиционный отряд на озеро Ханка для сбора учебного материала и коллекции, которая положила начало комплектованию будущих коллекций музея. Для обработки материала коллекций в сентябре 1957 года на биологическом факультете приняли на работу первого препаратора Зоологического музея - Ирину Александровну Казаеву. В первой половине 70-х годов на историческом факультете университета по инициативе доцента Давида Лазаревича Бродянского создается Археологический музей, который пополняется уникальными экспонатами от палеолита до средневековья из раскопок на территории Приморья, собираемыми во время археологических экспедиций преподавателями и студентами факультета. В эти же годы на историческом факультете кандидатом исторических наук Эмилией Николаевной Осокиной создается Этнографический музей. Основу Этнографического музея составили коллекции предметов переселенцев и удэгейцев: одежда, предметы культа, предметы труда и быта, фотографический материал, записи рассказов первых переселенцев. Со временем Археологический и Этнографический музеи были реорганизованы в факультетский Музей археологии и этнографии.

На факультетах и кафедрах имелось большое количество предметов, которые отражали историю становления и развития университета. В фондах университетской библиотеки, в отделе редкой книги имелись уникальные рукописные и печатные издания, которые раскрывают историю становления книжного дела в Европе и России, являются шедеврами мировой культуры. Сбор музейных предметов, формирование коллекций становятся в университете профессиональной деятельностью. В основном материал для музея собирался в научных и учебных экспедициях. После камеральной обработки и систематики собранные предметы пополняли фонды музеев. Процесс создания и развития кафедральных музеев носил скорее временный характер. Как правило, эти музеи существовали недолго и не могли являться хранилищами традиций и истории отдельных факультетов и кафедр.

Таким образом, в Дальневосточном государственном университете имелись все предпосылки создания учебно-научного музея как единого специализированного института. В начале 1998 года ректорат университета принимает решение создать Научный музей, в котором на современном уровне должны быть представлены Музей истории университета, Зоологический музей, Музей истории и этнографии, Музей редкой книги с читальным залом, Ботаническая коллекция. Это создавало уникальную многопрофильность учебно-научного музея, которая свойственна ДВФУ как классическому университету.

Для реализации проекта создания комплексного музея было выделено здание, построенное в конце 30-х годов, которое само является памятником архитектуры. Здесь в прошлые времена размещался Учительский институт, Педагогический институт, а с 1956 года - восстановленный по решению Совета Министров СССР Дальневосточный государственный университет. После реставрации здания Учебно-научный музей ДВГУ со своими подразделениями: Музеем истории ДВГУ, Музеем археологии и этнографии, Зоологическим музеем, Музеем редкой книги, Ботанической коллекцией разместился на трех этажах общей площадью 1980 кв. м. Интерьеры выставочных залов, лестниц, холлов, коридоров разрабатывались с учетом опыта современных музейных технологий. Музейные экспонаты размещаются в просторных застекленных витринах с соблюдением температурного, влажностного и светового режимов, что обеспечивает качественное визуальное восприятие экспонатов и их сохранность.

Учебно-научный музей был открыт 20 октября 1999 года в канун 100-летия Дальневосточного государственного университета.

Функции Править

Учебно-научный музей ДВФУ является структурным подразделением Службы проректора по учебной и воспитательной работе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет», создан на основании приказа ректора от 11 июля 2011 года № 02-02-01-108 «Об организации Учебно-научного музея ДВФУ».

Основной целью создания УНМ является производственная, научно-исследовательская и организационно-методическая работа по накоплению, изучению, учету и сохранности музейных предметов, имеющих учебное, научное и культурное значение.

Структура Править

Сотрудники Править

Музей истории ДВФУ Править

Музей археологии и этнографии Править

Зоологический музей Править

Ботанический музей Править

Музей редкой книги Править

Художественный музей «Артэтаж» Править

Геолого-минералогический музей Править

Реставрационный отдел Править

Отдел экскурсионно-выставочной деятельности Править

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики