ФЭНДОМ

Дмитрий Матвеевич Позднеев
Должности

директор Восточного института (1905-1906)

Дата рождения

1865 года

Место рождения

Орёл, Российская империя

Дата смерти

30 октября 1937 года

Дми́трий Матве́евич Поздне́ев (1865, Орёл — 1937) — выдающийся русский востоковед.

Биография Править

Родился в русской многодетной семье протоиерея Сретенской церкви Матвея Автономовича Позднеева в городе Орле. Брат востоковеда А. М. Позднеева.

Сначала он получил духовное образование — окончил курс в Орловской Духовной семинарии, а затем в числе первых учеников на казенный счёт был направлен в Киевскую Духовную семинарию, которую окончил в 1889 году по историческому отделению. Темой его кандидатского сочинения была «История христианства в Средней Азии с I по XV век»[1].

Окончил факультет восточных языков Петербургского университета. До 1898 года приват-доцент, затем профессор Петербургского университета.

Действительный член Русского географического общества.

Преподавал историю Китая и экономическую географию стран Востока. В 19001903 годах находился в Китае, составил экономические обозрения торговли китайских портов. В 1905—1906 годах директор Восточного института во Владивостоке.

Находясь в 19061910 годах в Японии, создал первый в России японско-русский иероглифический словарь. По возвращении участвовал в организации Практической восточной академии в Петербурге.

Преподавал историю и экономику Японии и Китая в Ленинградском государственном университете, Ленинградском восточном институте и в Военной академии РККА им. Фрунзе в Москве.

Жизнь Д. М. Позднеева оборвалась трагически — профессора расстреляли 30 октября 1937 года. На долгие годы имя Д. М. Позднеева было предано забвению[2][3].

Труды Править

  • Исторический очерк уйгуров. — СПБ, 1899;
  • Материалы по истории Северной Японии и её отношений к материку Азии и России. Т. 1—2. — Токио — Иокогама, 1909;
  • Япония. Страна, население, история, политика. — М., 1925;
  • Современный Китай. (Борьба за китайский рынок). — Л., 1925.

Семья Править

У Д. М. Позднеева была большая семья — двое сыновей и четыре дочери, две из них стали востоковедами и продолжили дело отца. Семья Д. М. Позднеева проживала в Толстовском доме в квартире 660, послужившей Михаилу Булгакову одним из прообразов нехорошей квартиры. Сам Позднеев послужил одним из прообразом Воланда.

Шаблон:Директора Восточного института

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики