Фэндом

Восточный институт
Тип организации:

институт

Руководители
Директор

Алексей Матвеевич Позднеев (1899—1903)
Дмитрий Матвеевич Позднеев (1904—1906)

Основание
Основан

21 октября 1899 года

Ликвидация
Преобразован в ГДУ

17 апреля 1920 года

Восточный институт — бывшее высшее учебное заведение, располагавшееся во Владивостоке с 1899 по 1920 год.

История Править

В министерстве народного просвещения вопрос об основании Института был возбуждён в 1893 году, но только в 1898 году была образована комиссия из представителей министерств народного просвещения (в том числе от факультета восточных языков) и финансов для разработки устава. Тогда же определился характер Института, как самостоятельного высшего учебного заведения; раньше предполагалось основать лицей с 7 гимназическими и 3 специальными классами. При рассмотрении проекта в министерстве финансов С. Ю. Витте требовал, «чтобы главной задачей Института было признано подготовление торгово-промышленных деятелей, чтобы выбор предметов, характер их преподавания и время, уделяемое на каждый из них, были приноровлены к этой задаче» и чтобы на первом плане было «поставлено преподавание общеэкономических знаний». 24 мая 1899 года устав Института был Высочайше утвержден[1].

Первым директором Восточного института стал профессор Алексей Матвеевич Позднеев.

Основными изучаемыми предметами стали языки китайский (был обязательным для всех), японский, маньчжурский, корейский и монгольский (студенты со 2-го курса избирали один из этих языков). Кроме того, присутствовали такие дисциплины как география, счетоводство и товароведение, история и политическая организация восточных государств, английский и французский языки (последний — необязательный) и юриспруденция. Ежегодный бюджет Института был определён в 95600 рублей. Число студентов и сторонних слушателей, принимавшихся на первый курс, не должно было превышать 60; в число сторонних слушателей должны были приниматься ежегодно 4 офицера, по назначению приамурского генерал-губернатора. Для посторонних лиц при Институте читались вечерние курсы по восточным языкам и другим предметам, преподаваемым в Институте. Директору Института была подчинена Владивостокская мужская гимназия, с упразднением существовавшего при Гимназии с 1895 году особого класса китайского языка[1].

Во время Русско-японской войны институт был переведён в город Верхнеудинск. Занятия в Верхнеудинске начались 4 февраля 1905 года. 15 февраля (по новому стилю) 1905 года студенты Восточного института составили резолюцию. 6 марта 1905 года студентам института объявлена телеграмма исполняющего должность Приамурского генерал-губернатора генерала М. С. Андреева о прекращении занятий в Восточном институте: 1) занятия и чтения лекций в Вост. институте прекращаются, 2) все студенты и вольнослушатели увольняются из института за подачу дерзкой и оскорбительной для профессоров резолюции, 3) вольнослушатели-офицеры отчислятся в свои части войск[2].

C 1918 года Восточный институт, не справившись с финансовым крахом, начал распадаться. На базе этого института стали образовываться частные вузы (историко-филологический факультет, высший политехникум, юридический факультет, восточный факультет). Все они были возглавлены бывшими профессорами Восточного института.

17 апреля 1920 года Приморская областная земская управа своим постановлением № 220 объединило Государственный Восточный институт и все отделившиеся его факультеты в Государственный дальневосточный университет (ГДУ)[3].

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Восточный институт во Владивостоке — статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
  2. Революционное движение 1905-го года в Бурятии (Хроника событий)// Жизнь Бурятии. Верхнеудинск. № 7 — № 8 июль — август 1925 года.
  3. История Дальневосточного государственного университета в документах и материалах. 1899—1939 / Дальневосточный государственный университет, Российский государственный исторический архив Дальнего Востока. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. — 628 с.

Также на Фэндоме

Случайная вики