ФЭНДОМ

Алексей Матвеевич Позднеев
Алексей Позднеев
Должности

директор Восточного института (1899-1903)

Дата рождения

27 сентября 1851 года

Место рождения

Орёл, Российская империя

Дата смерти

30 сентября 1920 года

Место смерти

Ростов-на-Дону, РСФСР

Алексе́й Матве́евич Поздне́ев (27 сентября 1851 года, Орёл — 30 сентября 1920 года, Ростов-на-Дону) — российский востоковед, монголовед, доктор монгольской и калмыцкой словесности, профессор. Один из основателей и первый директор (18991903) Восточного института. Выдающийся исследователь монгольских письменных памятников и монгольского буддизма.

Биография Править

Родился 27 сентября 1851 г. в русской многодетной семье протоиерея Сретенской церкви Матвея Автономовича Позднеева в городе Орле.

Получил образование в Орловской духовной семинарии и в Санкт-Петербургском университете на факультете восточных языков (с сентября 1867 г.).

По окончании университета (1876) принял участие в снаряженной Русским географическим обществом экспедиции в Монголию и Китай.

В 1881 г., продолжая карьеру в СПбУ, защитил диссертацию «Образцы народной литературы монгольских племён» на степень магистра монгольской словесности и был утверждён штатным доцентом по кафедре монгольской словесности.

С 1881 г. редактировал издания Великобританского иностранного библейского общества (Лондон) на монгольском, китайском и маньчжурском языках.

В 1883 г. (1881 г. (?)[1]) по представлении диссертации «Монгольская летопись Эрдэнийн-эрихэ, с пояснениями, заключающими в себе материалы для истории Халхи с 1636 по 1736 гг.» получил степень доктора монгольской словесности.

С 1884 г. состоял профессором монгольской словесности в СПбУ; с 1889 г. преподавал и маньчжурский язык. Первым в России открыл курс чтений по истории литературы монгольских наречий и ввёл в преподавание чтение официальных бумаг, написанных по-монгольски.

В 1887 г. по поручению Министра государственных имуществ составил проект об устройстве училищной части у калмыков Астраханской губернии.

В 1888 г. получил от РГО большую золотую медаль за труд «Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии». В 1892 г. был командирован Министерством иностранных дел в Монголию «для исследования её положения и административного строя, а также для изучения наших торговых отношений к Китаю». В этой монгольской командировке (как и в первой, 1876 г.) Позднеевым были собраны для библиотеки СПбУ большие коллекции рукописных и печатных китайских, монгольских и маньчжурских сочинений, а также коллекция бурханов (буддийских скульптур) и других принадлежностей религиозного культа. Результаты поездки были изложены в книге «Монголия и монголы», изданной РГО в 18961898 гг.

18991903 гг. — занимал пост директора в новообразованном Восточном институте[2].

1903 г. (ноябрь) — назначен членом Совета при Министерстве народного просвещения.

В 1910 г. назначен директором Практической восточной академии в Петербурге.

В 1913 г. за содействие делу народного образования монголов получил звание Дзюнь-вана (князя второй степени) от правительства Монголии.

В 1914 г. стал представителем МНП в Комитете для изучения Средней и Восточной Азии.

С 1918 г., уволившись из МНП, до конца жизни работал в Астраханской и Ставропольской губерниях и на территории Области Войска Донского, изучая культуру калмыков[1].

Интересные факты Править

  • А. М. Позднеев придерживался националистических и монархистских взглядов, участвовал в различных правых организациях, в частности был специалистом по Сибири и Дальнему Востоку в Русском окраинном обществе[3][4].
  • Брат А. М. Позднеева, Дмитрий Матвеевич Позднеев также был крупным востоковедомяпонистом и синологом. В 1904 г. он сменил Алексея Матвеевича на посту директора Восточного института.
  • Самым известным учеником Позднеева был Г. Ц. Цыбиков. В 1898 г. Цыбиков, будучи студентом Восточного факультета СПбУ, ознакомил своего преподавателя с рукописью соотечественника, бурятского ламы Л.-М. Доржи (Лобсана Миджид-Доржи), повествующей о его путешествии в Тибет и Непал. Рассмотрев рукопись, Позднеев посоветовал студенту лично посетить Тибет с целью изучения культуры этого недоступного в то время для европейцев региона Центральной Азии[5]. В 18991902 гг. Цыбиков действительно побывал в «запретной стране», сделав первое её описание с позиций западной науки и став первым фотографом тибетской столицы Лхасы.
    • Стоит отметить, что Позднеев одним из первых русских монголоведов проявил интерес к т. н. «хождениям» — традиционному жанру монгольской литературы, представлявшему собой художественно оформленные путевые записки буддийских пилигримов. В середине 1890-х гг. он познакомился с калмыцким монахом Бадмой Менкеджуевым, незадолго до этого посетившим святыни Тибета, и в сотрудничестве с ним перевёл его «хождение» со старокалмыцкого на русский язык. Изданное в 1897 г. в Петербурге[6], это сочинение произвело сенсацию в российской научной среде. Его даже было решено посвятить XI международному съезду ориенталистов в Париже.

Библиография Править

А. М. Позднеев является автором 122 научных трудов (из них 17 монографий)[7], среди которых можно отметить следующие.

  • Астраханские калмыки и их отношение к России до начала нынешнего столетия // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CCXLIV. Отд. 2. 1886.
  • Города Северной Монголии. — СПб.: Тип. B. C. Балашева, 1880.
  • Монголия и монголы. Результаты поездки в Монголию, исполненной в 1892—1893 гг.: в 2 т. Т. 1. Дневник и маршрут 1892 г.; Т. 2. Дневник и маршрут 1893 г. — СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1896—1898.
  • О древнем китайско-монгольском историческом памятнике Юань-чао-ми-ши. — СПб., 1882.
  • Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. — СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1887.
  • Ургинские хутухты. Исторический очерк их прошлого и современного быта. — СПб.: Тип. брат. Пантелеевых, 1880.

Примечания Править

  1. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок .D0.9F.D0.BE.D0.B7.D0.B4.D0.BD.D0.B5.D0.B5.D0.B2_.28Mongolica.29 не указан текст
  2. Позднеев Алексей Матвеевич // Большая Советская Энциклопедия
  3. ЗАХАРОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ — выдающийся русский юрист, политический писатель
  4. Русское окраинное общество.
  5. Цыбиков Г. Ц. Избранные труды: в 2 т. Т. 1: Буддист-паломник у святынь Тибета. — Новосибирск: Наука, 1991. С. 32.
  6. Сказание о хождении в Тибетскую страну малодэрбэтского Бааза-багши / калм. текст с пер. и прим., составленными А. М. Позднеевым. — СПб.: ИАН, 1897.
  7. Шастина Н. П. А. М. Позднеев // Mongolica-VI: сб. ст. Посв. 150-летию со дн. рожд. А. М. Позднеева / отв. ред. С. Г. Кляшторный, сост. И. В. Кульганек. — СПб.: Петерб. востоковедение, 2003. С. 7.

Литература Править

  • Баркова А. Л. Выставка из собрания А. М. Позднеева в государственном музее искусств народов Востока // Восток (Oriens). 2001. № 1. С. 155—156.
  • Войтов В. Е., Тихменёва-Позднеева Н. А. Алексей Матвеевич Позднеев и его восточная коллекция. — Самара: Агни, 2001. — ISBN 5-89850-044-8
  • Герасимович Л. К. А. М. Позднеев (1851—1920) // Российские монголоведы (XVIII — начало XX в.) — Улан-Удэ, 1997. С. 79—86.
  • Герасимович Л. К. Выдающийся русский монголовед А. М. Позднеев (1851—1920) // Вестн. СПбГУ. Вып. 3. Сер. 2. Ист., языкозн., литературовед. — СПб.: СПбГУ, 1996. С. 88—96.
  • Ермакова Т. В. Буддийский мир глазами российских исследователей XIX — первой трети XX в. (Россия и сопредельные страны). — СПб.: Наука, 1998. — ISBN 5-02-028317-7
  • Иориш И. И. А. М. Позднеев — калмыковед. // Зап. КНИИЯЛИ. Вып. 1. — Элиста, 1960. С. 207—217.
  • Уланов М. С. А. М. Позднеев о буддизме в Центральной Азии // Мир Центральной Азии. Т. III. Культурология. Философия. Источниковедение: мат. межд. науч. конф. — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 2002. С. 219—221. — ISBN 5-7925-0110-6
  • Улымжиев Д. Б. А. М. Позднеев (1851—1920) — исследователь «Сокровенного сказания монголов» // Мат. науч. конф. «Цыбиковские чтения - 7». — Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1998. С. 33—35. — ISBN 5-7925-0016-9
  • Улымжиев Д. Б. Неутомимый исследователь Монголии Алексей Матвеевич Позднеев // Улымжиев Д. Б. Монголоведение в России во второй половине XIX — начале XX в.: Петербургская школа монголоведов. — Улан-Удэ: БГУ, 1997. С. 76—106.
  • Улымжиев Д. Б. Неутомимый исследователь Монголии. Алексей Матвеевич Позднеев // Bull. IAMS. — Ulaanbaatar, 1997. № 1 (19). С. 57—69.
  • Чемерис В. М. 150 лет со дня рождения учёного-монголоведа А. М. Позднеева // Знаменательные и памятные даты по Бурятии на 2001: библиогр. указ. краевед. лит-ры. — Улан-Удэ, 2001. С. 72—76.
  • Mongolica-VI: сб. ст. Посв. 150-летию со дн. рожд. А. М. Позднеева / отв. ред. С. Г. Кляшторный, сост. И. В. Кульганек. — СПб.: Петерб. востоковедение, 2003. — ISBN 5-85803-250-8

Ссылки Править

Шаблон:Директора Восточного института

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики